сохрани себе на стену, чтобы не потерять #курёхин #история_музыки #культурология #архив #обожание
Чтобы как-то отметить подходящее к концу "Лето Сергея Курёхина", вашему вниманию представляется архивная подборка "Жизнь и удивительные приключения Капитана Мутабора, запечатленные на видеопленку для нас, благодарных потомков".
1. 1987 год. Первое публичное столковения отечественного телезрителя с авант-прогом и фри импровом на культовой передаче "Музыкальный Ринг". Удивленная усатая мордаха склочного совка, его буйное недоверие, его зарождающееся восхищение. Бесценные кадры.
Курёхин привел сюда всех: камерный оркестр, перформанс-группу, пару художников на всякий случай. В белом балахоне прыгает гений сакса Сергей Летов, с гитарами стоят Виктор Цой и Юрий Каспарян из "Кино", по сцене пляшет Олег Гаркуша, где-то можно разглядеть и Леонида Федорова - оба из "Аукцыона". Притащили даже "первый советский синтезатор, сделанный Маяковским" - ну не невиданный ли раритет?
Самое ценное в этом выступлении - это спонтанные сольные номера. И не потому, что Курёхин - виртуоз фортепианного соло, а потому, что он - виртуоз спонтанности.
2. В 1989 году Курёхина пригласили дирижировать в Ливерпуль. Я не знаю, есть ли где-нибудь полная запись получившегося концерта, но зато у нас есть о нем новостной сюжет.
Курёхин притащил с собой половину состава "Аквариума". В Ливерпуле его ждали куча каких-то волынщиков, местных классических музыкантов, а также несколько рок-групп, в том числе - "Echo and the Bunnymen" (их альбом "Ocean Rain" - одна из лучших пост-панковых вещей ever).
Здесь мы имеем уникальную возможность наблюдать стиль музицирования Курёхина: яркий, вольготный, почти полностью основанный на импровизационных возможностях музыкантов. Что не новость в джазе, но посмотрите _как_ он объясняет им партии. "Я знаю, как ты звучишь; ты знаешь, что делать".
Чистое волшебство.
3. Крупный концерт "Поп-механики" в хорошем качестве.
Если честно, я понятия не имею кто именно играет в этой группе в Хельсинки в 95-том, но какая, к тому времени, разница. В этой группе играли все лучшие музыканты Ленинграда, но держится она всё равно отнюдь не за счет star power.
Естественно, концерт - это семантическое полотно, начисто лишенное референтов. Почему Moondog поет вместе с тамплиером? Что делают римские солдаты с воздухом в мешке? Это все отсылка на консерты Сан Ра? Или хэппенинги Уорхолла? На сцене изображена текущая политическая ситуация? Или российская эстрада? Или переложенная древнегреческая трагедия?
Пофиг, пляшем. Да здравствует свободная интерпретация!
4. А это, наверное, известнейшее из Курёхинских видео. Легендарный "Ленин-гриб".
Всё, что происходит на экране - это беспощадно методичное использование подхода, характерного для любого сенсационного документального телефильма. Настолько методичное, что сам маэстро местами не сдерживает хохота.
Несмотря на неприкрытую абсурдность всего происходящего, множество советских пенсионеров в свое время усомнились в таксономической принадлежности вождя Октябрьской революции.
5. 1995-ый год. 418-ый концерт "Поп-механики" в поддержку Эдуарда Лимонова, Александра Дугина и Национал-большевистской партии.
Дионисийская оргия по мотивам Алистера Кроули. Баснословный нынче Дугин читает отрывки из "Книги Хет".
Конечно же, Курёхин читал и Кроули, и Генона, и Вилигута. Да, он был увлечен красотой розенкрейцерства и эзотерики. И ему точно нравился и Дугин, с его диким рвением, с его боевым набором изданных томов по Хайдеггеру и русософии. Возможно, Курёхин относился к компании нацболов с преизрядной долей иронии, как уже который год пытается объяснить нам Сергей Летов. Вполне вероятно и то, что сами нацболы были не более чем панковским приколом, дадаистской выходкой. Но нельзя исключать и возможности того, что это был вполне осознанный "прыжок веры".
Что Курехин на самом деле думал о национал-большевизме - это одна из самых очевидных тайн, которые он унес с собой. Но вряд ли самая интересная.
6. Курехин и дети. Удивительно.
Отличные документальные отрывки: сцены из одноразовых спектаклей, репетиций "Поп-механики", живых концертов раннего "Аквариума".
Но само интервью - оооооо :3
"Колобок в лавашах", "таблетки от СПИДа в виде слоников", "меня всегда удивляло, что нот семь, а пальцев - пять", разговоры о психологии восприятия, и - мать его - горловое пение под рояль!
Бедные дети. Они повырастали постмодернистами.
7. Художественный фильм "Два Капитана - 2". В главных ролях - Сергей Курёхин и Борис Гребенщиков.
"Два капитана". Черт возьми, это хорошее название.
Курёхин и Гребенщиков скентовались во время записи первого толкового альбома группы "Аквариум" - "Треугольник" (1981). Конечно же, соблазнительно связать успех БГ исключительно с именем Капитана - он-де музыкантов толковых понаприглашал, и стиль аранжировкам задал, и вообще у него ведь касание гения. Успех также и "Странных игр", и "Кино", и "АукцЫона", и "Алисы" - все хочется приписать Курёхину.
Вот я и припишу, пусть и совершенно несправедливо. Всё равно все эти группы, даже вместе взятые, не стали бы его лучшим проектом.
Сам фильм - псевдодокументальная абсурдистская постмодернистская инди-комедия высшего сорта. Потому что в фильмопроизводство Курехин также вмешался и заразил своими идеями всех вокруг. Совместно с просмотром фильма настоятельно рекоментуется нагуглить историю его создания.
8. Интервью в программе "Час Пик" - одно из последних.
Сохранилось достаточно много обрывочных видеоматериалов со времен Курёхина-нацбола, но это, наверное, самый примечательный документ.
"Я никогда не вру", говорит он.
Курёхин выдает кучу прозорливых инсайтов про большинство современных фиговых пост-советских политиков, и сам по себе тоже является прозорливым инсайтом о политиках выдающихся.
Потрясающая иллюстрация всего того, от чего именно погибли тысячи людей в Донецкой и Луганской области в 2014-ом году.
Затронутые здесь темы странным образом перекликаются с общением с детьми на "Рок-уроке", и вместе оба интервью позволяют нам взглянуть на стиль мышления позднего Курехина, который тогда с невероятным энтузиазмом облекал свой абсурдизм в одежки научных и геополитических теорий.
Возможно, на самом деле Курёхин и правда хотел лишь внести лепту "Мая 68-го" в Россию. Зато он наверняка приложил руку к витающему по Европе призраку археомодерна и евразийства. И думай теперь, какой из этого следует вывод.
9. "Воробьиная оратория" - моя любимая студийная курёхинская запись. Здесь мы мы можем, слушая ее отдаленные отзвуки, самозабвенно любоваться капитанским стилем дирижирования. Приукрашивают действие поп-артовые видеоскетчи, театральные номера, красивые урбанистические кадры фильмов и документалок. Всё ради защиты воробьев от вымирания.
Альбомы Курёхина и "Поп-механики" можно найти на торрентах и файлообменниках. О нем сняли несколько документальных фильмов разной степени интересности. Книгу Александра Кушнира "Шкипер о Капитане" тоже можно где-то найти. В сети есть еще небольшое количество видеоматериалов с Курёхиным - его фильмография, хорошие живые выступления (с Кола Бельды, например, или гарцующим Гаркушей), квартирники с Цоем, лайвы с Гребенщиковым, интервью в передаче для домохозяек. В честь него назвали арт-центр в Санкт-Петербурге. Сергей Летов о Курёхине читал публичные лекцию и посвятил ему целый сайт:
http://kuryokhin.letov.ru/
Курёхин недолгое время вел потрясающую хипстерски-музыкальную и около-культурологическую радиопрограмму "Ваша любимая собака", записи которой можно найти в ВК.
Вот еще несколько интересных сетевых материалов:
http://www.arctogaia.com/public/magi.htm - "Манифест новых магов" авторства А. Дугина и С. Курёхина.
http://www.laertsky.com/sk/sk_003.htm - Сергей Летов, его брат Егор (тот самый из "ГрОб") и Сергей Жариков обсуждают тусовку, где также были и Курёхин, и Дугин.
http://aquarium.lipetsk.ru/MESTA/history/kurehin.htm - сам Курёхин о том, как у русского рока всё начиналось.
http://mtrpl.ru/kuryokhin - недавняя статья на Метрополе.
http://www.sho.kiev.ua/article/113096 - недавняя статья в "ШО".
http://www.sobaka.ru/oldmagazine/glavnoe/10789 - цикл статей на "Собака.ру"
В связи со всем вышесказанным напрашивается немножко сентиментальный вывод, что волшебный Капитан Мутабор умер, но если бы он не умер, то в этом году ему исполнилось бы 60 лет. Такие дела.